«Тоненькая, с вершок, зелененькая травка, а от этой травинки в полной зависимости человек», - писал Глеб Успенский. Это и вполне понятно, так как растения - основные поставщики продуктов питания, они создают благоприятные условия для существования людей и животных. Именно этим можно объяснить, что перекрестное опыление сельскохозяйственных культур как средство повышения их урожайности интересовало пытливый ум человека еще в глубокой древности. Об этом свидетельствует археологический памятник древней Ассирии, найденный во дворце Ашшурбанипала в Нимруде, изображающий крылатого бога опыления и урожая. Бог держит в левой руке корзинку с цветочной пыльцой соцветия финиковой пальмы. Таким образом, около трех тысяч лет назад уже высказывалась мысль о перекрестном опылении финиковой пальмы - основного «хлеба» Востока.
Основоположник русской агрономической науки А. Т. Болотов указывал на важное значение содружества цветов и пчел. Он писал, что пчелы собирают со многих цветов семенную пыль на свои «колошки» и, ползая по цветку, заносят ее на пестики, в результате чего и происходит опыление.
Чарлз Дарвин своими опытами и наблюдениями доказал, что цветы не только нуждаются в перекрестном опылении, выполняемом в основном пчелами, но оно исключительно благоприятно влияет на биологические свойства растения. В результате перекрестного опыления растения дают более крупное и более мощное потомство.
К. А. Тимирязев говорил, что цветы «работают на пчелу, заготовляя ей пищу», а пчела за это «заботится» о продолжении потомства растения, о сохранении вида. Очень важное значение пчелам как опылителям растений придавал и И. В. Мичурин.
Барельеф с изображением ассирийского бога опыления и урожая. В левой руке он держит корзину с мужскими соцветиями финиковой пальмы, а правой - опыляет ими женские цветки. Барельеф относится к VII в. до н. э., найден во дворце Ашшурбанипала. (Британский музей, Лондон).